Фотографии помогают убеждать

Фотографии помогают убеждать

Журнал Psychonomic Bulletin & Review опубликовал результаты исследования влияния изображений на уверенность человека в каком-то утверждении.

Согласно выводам ученых, фотографии способны убедить человека в каком-то факте и повысить его доверия к самым неочевидным вещам.

В ходе исследования влияния фотографий на уверенность человека было проведено несколько экспериментов: добровольцам-испытуемым предлагалось ответить «да» или «нет» на различные, ничем не подтвержденные, утверждения.

92 участника эксперимента должны были решить, жив или нет некий неизвестный им человек. И каждый раз утверждение сопровождалось либо показом фотографий, либо ничем не сопровождалось.

По фотографиям нельзя было решить ничего относительно правильности утверждения. Но наличие фотографии склоняло добровольцев к тому, что они слышат правду.

Наблюдаемый эффект не зависел от того, утверждалось ли то, что человек жив или, наоборот, то, что он умер. В ходе дальнейших исследований стало понятно, что фотографии можно заменить и кратким словесным описанием того, что на них изображено (например, новозеландского политика Джона Кея представляли либо с помощью фотографии, либо посредством её описания «белый мужчина, короткие прямые коричневые волосы, политический лидер, подиум»).

Влияние фотографий и описаний на уверенность в истинности утверждений проявлялась не только в эксперименте со знаменитостями, но и при оценке правдивости заявлений общего характера (например, «Макадамия эволюционно близка к персикам»).

Ключевым фактором, определяющим «силу» сопроводительной информации, оказалась сложность самих вопросов. И утверждения о знаменитостях, и замечания общего характера становились более убедительными тогда, когда добровольцы в среднем меньше знали о предмете обсуждения (в этом случае результаты статистически достоверно отличались с вероятностью 95%).

По мнению авторов исследования, релевантная информация вводит в заблуждение потому, что помогает легче представить объект, о котором идет речь. Эту легкость испытуемые склонны воспринимать как собственное знание и поэтому меньше сомневаются в истинности утверждения.

Поделиться:
Нет комментариев